МО начальных классов
Обучение
Скачать график открытых уроков и мероприятий учителей начальных классов
Скачать план работы МО учителей начальных классов на 2017-2018 уч.год
Анализ работы методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ «Новопоселеновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
за 2016-2017 учебный год
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
Работа МО была направлена на решение основной задачи - достижение высокого уровня преподавания, изучения и внедрения в практику новых технологий, систем и методов обучения.
В 2016-2017 уч. г. МО начальных классов работало по теме «Повышение уровня профессионального мастерства и развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях ФГОС НОО»
Цель работы методического объединения - повышение качества знаний учащихся через внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС, повышение компетентности учителей начальных классов.
Приоритетные направления в работе МО:
Обеспечение развития педагогического мастерства учителей, повышение их мотивации самосовершенствования в рамках внедрения ФГОС.
Совершенствование технологии проверки качества обученности учащихся с учётом создания условий для их самореализации в учебной деятельности.
Совершенствование учебного процесса на основе обновления содержания образования и внедрения новых образовательных технологий и ФГОС;
Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и совершенствованию педагогического мастерства учителей;
Разработка методических рекомендаций, пособий;
Подготовка и проведение предметных недель; олимпиад; внеклассных мероприятий по предметам МО;
Посещение и анализ занятий по предметам МО.
Исходя из поставленной цели работы МО учителей начальных классов, была запланирована методическая работа, работа по преемственности, открытые уроки, семинары.
Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов МО и их заинтересованности. В состав методического объединения входят 6 учителей начальных классов.
В 2016-2017 учебном году были проведены 5 заседаний МО, на которых заслушали выступления учителей по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед членами МО и способствовала решению поставленных задач. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. На рассмотрение были вынесены следующие вопросы:
Знакомство с новыми положениями и требованиями к аттестации учителей
Особенности адаптационного периода первоклассников
Нравственное воспитание как одно из основных направлений в работе с младшими школьниками по ФГОС.
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС.
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальных классов в образовательном процессе.
Особенности работы с одаренными учащимися в начальной школе
Развитие личности детей на основе универсальных учебных действий
Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС
Реализация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и другие.
Систематически проводилась работа по повышению квалификации педагогов по следующей структуре, состоящая из трех направлений:
Профессиональное совершенствование:
курсовая подготовка; участие в работе МО;
повышение категории через аттестационные процессы и участие в различных конкурсах.
Непрерывное самообразование:
целевое изучение новых стандартов, программ по предметам;
изучение и апробация новых технологий;
участие в методических семинарах; конференциях, конкурсах профессионального мастерства.
Освоение инновационных технологий:
в ходе работы были изучены и использованы на практике новые образовательные технологии.
Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. Каждый учитель, входящий в состав МО, работал над индивидуальным педагогическим проектом. Для работы были выбраны темы, актуальные для методического объединения:
№
п/п
|
Ф.И.О.
|
Тема педагогического проекта
|
1
|
Домогарова
Лариса
Викторовна
|
Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника
|
2
|
Шатунова
Любовь
Александровна
|
Формирование исследовательских умений у младших школьников
|
3
|
Веригина
Ирина
Викторовна
|
Здоровье обучающихся как основа эффективного обучения и воспитания
|
4
|
Снегирева Светлана
Владимировна
|
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
|
5
|
Котова Юлия Геннадьевна
|
Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД
|
6
|
Баранова Инна Владимировна
|
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС
|
Учителя в течение 2016-2017 учебного года разрабатывали уроки с применением новых образовательных технологий, обменивались опытом на заседаниях МО, участвовали в семинарах различных уровней, активно вовлекались в работу вебинаров, проводимых различными издательствами.
Большой вклад в повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры учителя вносит система взаимопосещений и открытых уроков. В течение года велась работа по обмену опытом среди педагогов начальной школы.
В 2016-2017 учебном году учителями начальных классов были проведены открытые мероприятия и уроки:
№
п/п
|
ФИО учителя
|
Класс
|
Тема
|
1
|
Домогарова Лариса Викторовна
|
2 класс
|
«Праздник серебряного возраста»
|
2
|
Веригина Ирина Викторовна
|
3 А класс
|
«Земля – наш дом родной»
|
3
|
Котова Юлия Геннадьевна
|
3 Б класс
|
«Не будь равнодушным»
|
4
|
Баранова Инна Владимировна
|
4 класс
|
«Прощание с начальной школой»
|
№
п/п
|
ФИО учителя
|
Класс
|
Предмет
|
Тема
|
1
|
Домогарова Лариса Викторовна
|
2 класс
|
Русский язык
|
Как отличить звонкие согласные
звуки от глухих?
|
2
|
Веригина Ирина Викторовна
|
3 А класс
|
Окружающий мир
|
Экологическая безопасность
|
3
|
Шатунова Любовь Александровна
|
Подготов. класс
|
Познаем других людей и себя
|
Что такое дружба?
|
Систематически посещались районные семинары и уроки учителей других школ района, проводился анализ, посещенных уроков в рамках МО, вырабатывались рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Вся работа методического объединения учителей начальных классов была направлена на решение задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса и совершенствование образовательного пространства.
Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Характерной чертой системы работы МО являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении недели начальных классов. Она позволяет углубить и расширить знания учащихся во внеурочной деятельности, применить нестандартные формы работы с детьми, повысить мотивацию, сплотить классные коллективы, развить толерантность, дать возможность каждому ребенку проявить свой талант. Особое значение при проведении предметной недели приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках, находит свое логическое завершение во внеурочной деятельности. Это формы работы, которые соединяют в себе обучение и воспитание в единый процесс.
Внеурочная деятельность организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.
Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.
С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.
Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Формы организации внеклассной работы, используемые учителями начальных классов, разнообразны: научно-исследовательские конференции, олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы.
Традиционными стали участие учащихся в играх-конкурсах всероссийского и международного масштаба: «Кенгуру», «Русский медвежонок» и другие, которые позволяют учащимся раскрыть свой творческий потенциал
В течение года МО начальных классов отслеживало повышение качества обучения через активное использование современных педагогических и информационных технологий и формирование единых принципиальных подходов к обучению и воспитанию учащихся.
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение, способствует гуманизации образовательного процесса. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.
В педагогическом коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, поддержки (взаимопосещение уроков с целью обмена опытом, совместная разработка уроков, праздников, планирование общешкольных мероприятий, совместные проведения календарных праздников, спортивных соревнований, предметных недель, конкурсов, смотров.
В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрание и индивидуальные консультации, привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Для родителей наших учеников у нас всегда открыты двери класса, и если возникает потребность, то родители могут всегда посетить любой урок.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Таким образом, анализработы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах.
В целом работу МО учителей начальных классов можно признать удовлетворительной.
Руководитель МО Домогарова Л.В.